Доклад на педсовет зам.директора Н.Л.Урванцевой по теме «Процессы интеграции общего и дополнительного образования»

Как говорил В.А.Сухомлинский

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (Слайд 2)

«Процессы интеграции общего и дополнительного образования», то о чем мы будем говорить сегодня, а так же о дополнительном образовании детей, как факторе развития ребенка.

Дополнительное образование детей в школе — это составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

Цель дополнительного образования: 

-создать условия для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Кроме того, дополнительное образование в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: (слайд 3)

-решить проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-обеспечить занятость детей и подростков по  интересам во внеурочное время;

-профессионально ориентировать обучающихся

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Впервые в документах федерального уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков.

В предыдущих докладах было подробно рассказано и показано то, что называется внеурочной деятельностью.

Между тем, представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении. Тогда гармонично соединились бы три равнозначные сферы: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образование. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования  учащихся в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

В чем различие внеурочной деятельности и дополнительного образования? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей?

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, например, обе сферы ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы …), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Однако есть и существенные различия внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. (слайд 4)
Внеурочная деятельность — это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для достижения личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Дополнительное образование — особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании».  Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Дополнительное образование, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным предметам на реализацию своих способностей на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов. Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, разный: это группы учащихся 1, 2, 3 уровней образования, разновозрастные объединения.

Основными нормативными документами, используемыми в организации ДО является

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

Государственная программа  Российской Федерации 
«Развитие дополнительного образования детей  до 2020 года»

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года

Школьной комплексной программой ДО

Система дополнительного образования в МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска» согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности представлена следующими программами:

Туристско-краеведческое  направление

  1. Спортивный туризм (слайд)
  2. Музейное дело (слайд)

Социально-педагогическое направление

  1. Основы военного дела (слайд)

Техническое направление

  1. Авиамоделирование
  2. Лего-робототехника
  3. Микроэлектроника и программирование

Спортивное направление

  1. Баскетбол
  2. Волейбол
  3. Бег на коньках

Художественно-эстетическое

  1. Школа игры на гитаре (2 педагога)
  2. Народное пение (2 педагога)
  3. Хореография (2 педагога)
  4. ИЗО студия

Всего в системе ДО работает 12 педагогов, охват детей 284 чел.

К сожалению педагоги не часто проводят открытые занятия и не все знают о содержании работы кружка.

Предоставление обучающимся возможности изучения программ дополнительного образования в различных направлениях позволяет создать оптимальные условия для удовлетворения многообразных интересов и познавательных потребностей, которые не могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Комплектование объединений определяется запросами обучающихся, их родителей, квалификацией педагогов и имеющимися в школе материально-техническими возможностями.

Освоение программ дополнительного образования обеспечивает интеграцию общего и дополнительного образования в учебной и воспитательной областях. Занятия способствуют расширению образовательно-воспитательного пространства школы, росту мотивации осознанного обучения, определению спектра внеурочных интересов обучающихся и, как следствие, позитивной социализации и ранней профориентации детей и подростков.

Программы не преследуют цели досконального изучения приемов и методов прикладного искусства, акцент делается на развитие личностных качеств, духовного мира детей. Такие занятия дают возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки пригодятся детям в жизни.

Ярким примером интеграции дополнительного образования является кружок «Музейное дело». И я сейчас с удовольствием передаю слово А.А.Воронкову

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Массовые занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляет командный дух и развивает коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всей группы

ВЫВОДЫ:

1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

  1. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

3.Педагогам дополнительного образования необходимо чаще проводить мастер-классы, открытые занятия с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в коллективе.

Задачи дополнительного образования в перспективе:

1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным

направлениям.

  1. Охватить новые направления, по которым не работали ранее .
  2. Подготовить и утвердить больше авторских программ.
  3. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений

дополнительного образования. Создавать методические копилки

  1. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.

6.Активизировать  работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески одаренных детей.