29 марта 2017 года состоялся педагогический совет по теме «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного процесса в условиях ФГОС общего образования».
Материалы педсовета прилагаются.


Выступление зам. директора Стрельниковой Татьяны Александровны

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного процесса в условиях ФГОС общего образования»

Цели педсовета:
1. Актуализировать сведения о внеурочной деятельности;
2. Проанализировать состояние внеурочной деятельности в 2016—2017 учебном году;
3. Определить пути развития и совершенствования внеурочной деятельности в 2017—2018 учебном году.
С введением в 2011 году ФГОС НОО внеурочная деятельность стала обязательным компонентом образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью следует понимать все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов).
Цели внеурочной деятельности:
 — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
-создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;
 — создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
В ФГОС НОО предлагалось несколько моделей организации внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель. Исходя из возможностей школы, нами была выбрана и реализуется уже в течение пяти лет в 1-4-х классах оптимизационная модель, т.е. модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации. В реализации такой модели принимают участие все педагогические работники школы: учителя, педагоги-психологи, школьные библиотекари, администрация. Координирующая роль в данной модели принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своим функционалом взаимодействует с педагогическими работниками, организуя в классе образовательный процесс, оптимальный для развития личности обучающихся. Преимущества такой модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства образовательной организации, содержательном и организационном единстве всех структурных подразделений.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО внеурочная деятельность организована по пяти направлениям развития личности:
 — спортивно-оздоровительное;
 — общеинтеллектуальное;
 — общекультурное;
 — социальное;
 — духовно-нравственное.
Принципы организации внеурочной деятельности:
 — выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
 — учет возрастных особенностей школьников;
 — сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
 — связь теории с практикой;
 — доступность и наглядность;
 — включение школьников в активную деятельность.
Исходя из запросов родителей учащихся и возможностей школы, был составлен план внеурочной деятельности на 2015—2019 годы, который включен в организационный раздел ООП НОО.

 

План внеурочной деятельности НОО МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» на 2015 – 2019 годы

Направления внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов по классам

I

II

III

IV

всего

общеинтеллектуальное

Маленькие исследователи

   

34

34

68

Мир растений

 

34

34

34

102

Занимательная математика

 

34

34

34

102

Лего-конструирование

33

34

34

34

135

Основы проектной деятельности

 

68

68

68

204

           

общекультурное

 

 

Развитие речи

33

     

33

Хореография

 

34

34

34

102

«Капелька» (основы изобразительного искусства)

33

34

34

34

135

социальное

 

Юные мастера

66

     

66

Народное творчество

33

34

34

34

135

             

духовно-нравственное

Русский язык – мудрости родник

 

34

34

34

102

 

спортивно-оздоровительное

 

 

Шашки

33

34

34

34

135

Итого:

 

231

340

374

374

1319

Второй год в начальной школе функционируют кадетские классы, поэтому для них тоже был составлен план внеурочной деятельности:

План внеурочной деятельности   кадетских классов  МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» на  2015 – 2019 годы

Направления внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов по классам

I

II

III

IV

всего

общеинтеллектуальное

Лего-конструирование

33

34

34

34

135

           

общекультурное

История  российской армии

33

34

34

34

135

Хореография

33

34

34

34

135

социальное

Медицинская подготовка/противопожарная подготовка

33

34

34

34

135

             

духовно-нравственное

Устав кадетского корпуса

33

34

34

34

135

 

спортивно-оздоровительное

 

 

Строевая подготовка

33

34

34

34

135

Итого:

 

198

204

204

204

810

С 1 сентября 2016 года вступил в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 29 учащихся 1-х классов были приняты по заключению ПМПК как обучающиеся с НОДА. Для этих школьников была составлена АООП НОО, в организационный раздел которой была включена программа внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся с НОДА включена в учебный план и подразделяется на коррекционно-развивающую работу и другие направления внеурочной деятельности. На коррекционно-развивающую работу отводится по ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ не менее 5 часов в неделю.

План внеурочной деятельности НОО на 2016—2020 г.г. в классах с НОДА

Направления внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов по классам

 

I

II

III

IV

всего

 

общеинтеллектуальное

 

Лего-конструирование

33

34

34

34

135

 

коррекционно-развивающая деятельность

Развитие речи

66

68

68

68

270

 

Развитие мелкой моторики

33

34

34

34

135

 
           

 

общекультурное (коррекционно-развивающая деятельность)

Хореография

66

34

34

34

168

 

социальное

 

Юные мастера

33

34

34

34

135

 

Народное творчество

33

34

34

34

135

 

             

 

адаптивно-спортивное

Лечебная физкультура

66

68

68

68

270

 

коррекционно-развивающая деятельность

 

духовно-нравственное

В мире книг

34

34

34

102

 

Итого:

 

330

340

340

340

1350

 

План внеурочной деятельности для учащихся 5-х -9-х классов

на 2015—2020 годы

Направления внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Количество часов по классам

5

6

7

8

9

всего

общеинтеллектуальное

 

 

Химия вокруг нас

17

17

17

17

68

Подготовка к олимпиадам по математике

34

34

34

34

34

170

Лего-конструирование

34

34

17

17

102

Первые шаги в программировании

34

34

17

17

102

Расширенный курс английского языка

68

68

34

34

34

238

 

 

 

общекультурное

 

 

Изобразительное искусство

34

34

17

17

102

Хореография

68

68

68

68

272

Народное творчество

68

68

17

17

170

социальное

 

Проектная деятельность «Изучение природы родного края»

34

34

17

17

102

Праздники, традиции и ремесла народов России

34

34

68

духовно-нравственное

 

 

История родного края

34

34

34

34

136

 

спортивно-оздоровительное

 

 

           

Легкая атлетика

68

68

34

34

204

Итого:

 

510

527

306

306

85

1734

Внеурочной деятельностью были охвачены 100% учащихся 1-4-х  классов. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определялось его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня.

Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливалось календарным учебным графиком. Расписание занятий внеурочной деятельности формировалось отдельно от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляла 35  минут для первоклассников в первом полугодии и 45 минут – для всех остальных учащихся.   

           Учет занятий внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» осуществлялся педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого  были оформлены журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые внесены списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносились в журналы в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.

          Текущий контроль посещения занятий внеурочной деятельности обучающимися 1-х -4-х  классов осуществлялся  классными руководителями в соответствии с их должностными инструкциями. На каждого обучающегося была в начале учебного года оформлена карта учета внеурочной занятости, в которой зафиксированы выбранные родителями обучающихся занятия внеурочной деятельности и занятия коррекционно-развивающей направленности. Эти индивидуальные карты сведены в сводную карту внеурочной деятельности класса.

         Какие результаты достигаются в процессе внеурочной деятельности? Конечно же, личностные и метапредметные, так называемые универсальные учебные действия. В настоящее время проектная культура становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В проектной деятельности формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, анализ проделанной работы, коррекция ошибок и т.п.) На уроке не хватает времени заниматься проектной или исследовательской работой. Это возможно осуществить только в процессе внеурочной деятельности.

         Системные занятия внеурочной деятельностью приносят положительные результаты. 264 учащихся 1-4-х классов приняли участие в городских интеллектуальных марафонах краеведческой, экономической направленности и марафоне здоровьесбережения. Ученицы 1Б класса (учитель: Л.В.Коркина)  заняли первое и второе  места в городском марафоне экономической направленности, третье место – в городском марафоне краеведческой направленности. Ученица 1Е класса (учитель: Л.В.Суворова) заняла второе место в городском марафоне здоровьесбережения, ученица 3Г класса (учитель: Е.С.Филимонова) заняла в этом марафоне 3 место. В этом учебном году в экономическом марафоне участвовали 1331 первоклассник, в марафоне здоровье сбережения – 1615 первоклассников. Мы участвуем в этих марафонах уже пять лет и только с прошлого  учебного года у нас появились призеры. В прошлом году их было двое, в этом уже пять. Диплом первой степени получила ученица 4А класса, дипломы второй степени получили ученицы 2 и 3 классов (руководитель – Е.А. Булатова) в конкурсе оригами в рамках  интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее». Команда начальной школы по этому направлению заняла второе место в городе. Дипломом третьей степени была отмечена реферативно-исследовательская работа ученицы 2 А класса (руководитель – О.Ю.Гузе). Грамоты лауреатов получили:  ученица 3А класса (руководитель – Ф.Ф.Магафурова),  4Д класса (руководитель – О.Н.Белицкая), 1Г класса (руководитель – Н.А.Завгородняя). Грамоты лауреатов городского конкурса исследовательских работ интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее» получили учащиеся 5-х и 6-х классов, которые занимаются внеурочной деятельностью 5 и 6 лет соответственно: двое учащихся 5-х классов (руководитель – В.И.Ларкина), четверо учащихся 6-х классов (руководители – Е.Л.Пудовкина, В.А.Наурскова. Ф.Ф.Магафурова). 17 учащихся 1-6-х классов приняли участие в городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века», пять из них – прошли в очный тур и защищали свои реферативно-исследовательские работы. Один из них, ученик 5 класса (руководитель – В.И.Ларкина) стал призером этого конкурса.

Ученик 4Б класса (учитель – Т.Д.Кунева) стал призером городской предметной олимпиады по окружающему миру.  Ученица 1Б класса стала победителем областных соревнований по шашкам, а ученица 2А класса заняла второе место в этих соревнованиях (руководитель – В.М.Карпов). Руководители курсов внеурочной деятельности успешно выступили в этом учебном году на городских методических семинарах: «Наука в школе» в рамках городской интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее» — О.Ю.Гузе («О проектной деятельности в начальной школе»), для учителей химии города Челябинска – Ф.Ф.Магафурова («Химия в начальной школе»),  зам. директора, курирующая внеурочную деятельность  - на V Всероссийской научно-практической конференции «Реализация принципа преемственности в организации проектной деятельности школы».

         Конечно же, наряду с успехами, есть и определенные недостатки в организации внеурочной деятельности. Если в начале учебного года учащиеся активно посещают занятия внеурочной деятельности, то затем эта активность в некоторых кружках и объединениях резко падает. Приходишь на проверку, а кабинет закрыт. Руководитель объясняет это тем, что никто из школьников на занятия не пришел. Значит, не так уж они были детям интересны. Есть ли смысл продолжать их в следующем учебном году? При классно-обобщающем контроле в одном из 6-х классов оказалось, что учащиеся этого класса не посещают занятия внеурочной деятельностью, хотя они для них обязательны. Где же здесь координирующая роль классного руководителя?

         Центральная фигура в школе, которая  реализует все нововведения, в том числе и ФГОС общего образования, это учитель. От его активной позиции, неравнодушия, творческой инициативы, трудолюбия и исполнительности, зависит качество образовательного процесса, составным компонентом которого является внеурочная деятельность.

         Что же нужно сделать, чтобы повысить ее качество?

  1. Привлекать в качестве руководителей курсов внеурочной деятельности, по возможности, педагогов учреждений дополнительного образования и высшего профессионального образования.
  2. Разнообразить формы организации внеурочной деятельности: дискуссионные клубы, общественно-полезные практики, литературные, театральные, хоровые студии, научные общества учащихся, спортивные секции.
  3. Школьным педагогам подходить более ответственно и творчески к занятиям внеурочной деятельности, поддерживая в течение всего учебного года познавательный интерес учащихся.

презентация Стрельниковой Т.А.

Выступление учителя начальной школы Гузе О.Ю.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Курс «Основы проектной деятельности» в рамках внеурочной деятельности начал свою работу с первого сентября, за время работы были охвачены 75 учащихся 2-4 классов.

Хочется отметить,  что на занятия пришли творческие дети, жаждующие открытий и желающие трудиться.

На занятиях особое внимание стараюсь направлять на развитие творческих способностей учащихся

Развивать творческие способности? Что это значит?

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Кроме того, если я вижу, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, стараюсь привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитываю и их психологические особенности. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами  помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом  учащимся предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

    В ноябре месяце мы приняли участие в городской интеллектуально-социальной программе «Шаг в будущее», в конкурсе реферативно-исследовательских работ.

На заочный тур были представлены две работы Ларкиной Алены, ученицы 2А класса «Шоколадные конфеты — вред или польза» и Ростовой Лисы «Химические опыты для младших школьников», на очный тур вышла работа Ларкиной Алены и заняла 3 место, секция здоровьесбережения.

В январе на школьный отборочный тур конкурса «Интеллектуалы XXI века» было  представлено восемь работ.

1.Хамидуллина  Александра «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?», 1 класс

2.Карякин Саша «История Футбола», 1 класс

3.Иванов Влад «От воды исходит свет», 1 класс

4.Калиберда Артём «Цветные моря», 1 класс

5.Ларкина Алена «Шоколадные конфеты, вред или польза», 2 класс

6.Королева Вика «Мыльных дел мастер», 3 класс

7.Ростова Лиса «Химические опыты для младших школьников », 2 класс

8.Саргсян Володя «Тхэквондо — путь к здоровью», 1 класс.

Хочется отметить, что из восьми представленных работ, пять работ – это работы  учащихся первого класса, хотя курс направлен на учащихся 2-4 классов, удалось заинтересовать и первоклассников, и они с удовольствием приняли участие.

Заняли призовые места в школьном конкурсе и прошли на Городской  заочный тур пять работ, на очный тур вышли три работы, которые набрали хорошее количество баллов, но, к сожалению, не заняли призовых мест.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте  данной деятельности это вовлечение родителей  в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой  маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Огромное значение имеет положительное общение детей и родителей.

В результате совместной проектной деятельности дети  восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

При подготовке к педсовету, я задала родителям

 вопрос «Нравится ли вам работа над проектом, какую пользу вы извлекли для себя?». Хочется зачитать некоторые ответы:

Иванова Анастасия:

  • Вместе с сыном я расту и так же, как он, узнаю много нового. Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.
  • Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.
  • Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!

Ларкина Татьяна:

  • Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях.
  •  Оказывается они творческие, интересные ,трудоспособные.

Вывод:  при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

презентация Гузе О.Ю.