29 марта 2017 года состоялся педагогический совет по теме «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного процесса в условиях ФГОС общего образования».
Материалы педсовета прилагаются.
Выступление зам. директора Стрельниковой Татьяны Александровны
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного процесса в условиях ФГОС общего образования»
Цели педсовета:
1. Актуализировать сведения о внеурочной деятельности;
2. Проанализировать состояние внеурочной деятельности в 2016—2017 учебном году;
3. Определить пути развития и совершенствования внеурочной деятельности в 2017—2018 учебном году.
С введением в 2011 году ФГОС НОО внеурочная деятельность стала обязательным компонентом образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью следует понимать все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов).
Цели внеурочной деятельности:
— создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
-создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
В ФГОС НОО предлагалось несколько моделей организации внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель. Исходя из возможностей школы, нами была выбрана и реализуется уже в течение пяти лет в 1-4-х классах оптимизационная модель, т.е. модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации. В реализации такой модели принимают участие все педагогические работники школы: учителя, педагоги-психологи, школьные библиотекари, администрация. Координирующая роль в данной модели принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своим функционалом взаимодействует с педагогическими работниками, организуя в классе образовательный процесс, оптимальный для развития личности обучающихся. Преимущества такой модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства образовательной организации, содержательном и организационном единстве всех структурных подразделений.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО внеурочная деятельность организована по пяти направлениям развития личности:
— спортивно-оздоровительное;
— общеинтеллектуальное;
— общекультурное;
— социальное;
— духовно-нравственное.
Принципы организации внеурочной деятельности:
— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
— учет возрастных особенностей школьников;
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
— связь теории с практикой;
— доступность и наглядность;
— включение школьников в активную деятельность.
Исходя из запросов родителей учащихся и возможностей школы, был составлен план внеурочной деятельности на 2015—2019 годы, который включен в организационный раздел ООП НОО.
План внеурочной деятельности НОО МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» на 2015 – 2019 годы
Направления внеурочной деятельности |
Реализуемая программа |
Количество часов по классам |
||||
I |
II |
III |
IV |
всего |
||
общеинтеллектуальное |
Маленькие исследователи |
34 |
34 |
68 |
||
Мир растений |
34 |
34 |
34 |
102 |
||
Занимательная математика |
34 |
34 |
34 |
102 |
||
Лего-конструирование |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Основы проектной деятельности |
68 |
68 |
68 |
204 |
||
общекультурное
|
Развитие речи |
33 |
33 |
|||
Хореография |
34 |
34 |
34 |
102 |
||
«Капелька» (основы изобразительного искусства) |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
социальное
|
Юные мастера |
66 |
66 |
|||
Народное творчество |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
духовно-нравственное |
Русский язык – мудрости родник |
34 |
34 |
34 |
102 |
|
спортивно-оздоровительное
|
Шашки |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Итого: |
|
231 |
340 |
374 |
374 |
1319 |
Второй год в начальной школе функционируют кадетские классы, поэтому для них тоже был составлен план внеурочной деятельности:
План внеурочной деятельности кадетских классов МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» на 2015 – 2019 годы
Направления внеурочной деятельности |
Реализуемая программа |
Количество часов по классам |
||||
I |
II |
III |
IV |
всего |
||
общеинтеллектуальное |
Лего-конструирование |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
общекультурное |
История российской армии |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Хореография |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
социальное |
Медицинская подготовка/противопожарная подготовка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
духовно-нравственное |
Устав кадетского корпуса |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
спортивно-оздоровительное
|
Строевая подготовка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Итого: |
|
198 |
204 |
204 |
204 |
810 |
С 1 сентября 2016 года вступил в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. 29 учащихся 1-х классов были приняты по заключению ПМПК как обучающиеся с НОДА. Для этих школьников была составлена АООП НОО, в организационный раздел которой была включена программа внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся с НОДА включена в учебный план и подразделяется на коррекционно-развивающую работу и другие направления внеурочной деятельности. На коррекционно-развивающую работу отводится по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ не менее 5 часов в неделю.
План внеурочной деятельности НОО на 2016—2020 г.г. в классах с НОДА
Направления внеурочной деятельности |
Реализуемая программа |
Количество часов по классам |
|||||
I |
II |
III |
IV |
всего |
|||
общеинтеллектуальное |
|||||||
Лего-конструирование |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
||
коррекционно-развивающая деятельность |
Развитие речи |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
|
Развитие мелкой моторики |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
||
|
|||||||
общекультурное (коррекционно-развивающая деятельность) |
Хореография |
66 |
34 |
34 |
34 |
168 |
|
социальное
|
Юные мастера |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Народное творчество |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
|
|
|||||||
адаптивно-спортивное |
Лечебная физкультура |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
|
коррекционно-развивающая деятельность |
|||||||
духовно-нравственное |
В мире книг |
— |
34 |
34 |
34 |
102 |
|
Итого: |
|
330 |
340 |
340 |
340 |
1350 |
План внеурочной деятельности для учащихся 5-х -9-х классов
на 2015—2020 годы
Направления внеурочной деятельности |
Реализуемая программа |
Количество часов по классам |
|||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
всего |
||
общеинтеллектуальное
|
Химия вокруг нас |
— |
17 |
17 |
17 |
17 |
68 |
Подготовка к олимпиадам по математике |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
170 |
|
Лего-конструирование |
34 |
34 |
17 |
17 |
— |
102 |
|
Первые шаги в программировании |
34 |
34 |
17 |
17 |
— |
102 |
|
Расширенный курс английского языка |
68 |
68 |
34 |
34 |
34 |
238 |
|
общекультурное
|
Изобразительное искусство |
34 |
34 |
17 |
17 |
— |
102 |
Хореография |
68 |
68 |
68 |
68 |
— |
272 |
|
Народное творчество |
68 |
68 |
17 |
17 |
— |
170 |
|
социальное
|
Проектная деятельность «Изучение природы родного края» |
34 |
34 |
17 |
17 |
— |
102 |
Праздники, традиции и ремесла народов России |
34 |
34 |
— |
— |
— |
68 |
|
духовно-нравственное
|
История родного края |
34 |
34 |
34 |
34 |
— |
136 |
спортивно-оздоровительное
|
|||||||
Легкая атлетика |
68 |
68 |
34 |
34 |
— |
204 |
|
Итого: |
|
510 |
527 |
306 |
306 |
85 |
1734 |
Внеурочной деятельностью были охвачены 100% учащихся 1-4-х классов. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определялось его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливалось календарным учебным графиком. Расписание занятий внеурочной деятельности формировалось отдельно от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляла 35 минут для первоклассников в первом полугодии и 45 минут – для всех остальных учащихся.
Учет занятий внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» осуществлялся педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого были оформлены журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые внесены списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносились в журналы в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль посещения занятий внеурочной деятельности обучающимися 1-х -4-х классов осуществлялся классными руководителями в соответствии с их должностными инструкциями. На каждого обучающегося была в начале учебного года оформлена карта учета внеурочной занятости, в которой зафиксированы выбранные родителями обучающихся занятия внеурочной деятельности и занятия коррекционно-развивающей направленности. Эти индивидуальные карты сведены в сводную карту внеурочной деятельности класса.
Какие результаты достигаются в процессе внеурочной деятельности? Конечно же, личностные и метапредметные, так называемые универсальные учебные действия. В настоящее время проектная культура становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В проектной деятельности формируются познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, анализ проделанной работы, коррекция ошибок и т.п.) На уроке не хватает времени заниматься проектной или исследовательской работой. Это возможно осуществить только в процессе внеурочной деятельности.
Системные занятия внеурочной деятельностью приносят положительные результаты. 264 учащихся 1-4-х классов приняли участие в городских интеллектуальных марафонах краеведческой, экономической направленности и марафоне здоровьесбережения. Ученицы 1Б класса (учитель: Л.В.Коркина) заняли первое и второе места в городском марафоне экономической направленности, третье место – в городском марафоне краеведческой направленности. Ученица 1Е класса (учитель: Л.В.Суворова) заняла второе место в городском марафоне здоровьесбережения, ученица 3Г класса (учитель: Е.С.Филимонова) заняла в этом марафоне 3 место. В этом учебном году в экономическом марафоне участвовали 1331 первоклассник, в марафоне здоровье сбережения – 1615 первоклассников. Мы участвуем в этих марафонах уже пять лет и только с прошлого учебного года у нас появились призеры. В прошлом году их было двое, в этом уже пять. Диплом первой степени получила ученица 4А класса, дипломы второй степени получили ученицы 2 и 3 классов (руководитель – Е.А. Булатова) в конкурсе оригами в рамках интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее». Команда начальной школы по этому направлению заняла второе место в городе. Дипломом третьей степени была отмечена реферативно-исследовательская работа ученицы 2 А класса (руководитель – О.Ю.Гузе). Грамоты лауреатов получили: ученица 3А класса (руководитель – Ф.Ф.Магафурова), 4Д класса (руководитель – О.Н.Белицкая), 1Г класса (руководитель – Н.А.Завгородняя). Грамоты лауреатов городского конкурса исследовательских работ интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее» получили учащиеся 5-х и 6-х классов, которые занимаются внеурочной деятельностью 5 и 6 лет соответственно: двое учащихся 5-х классов (руководитель – В.И.Ларкина), четверо учащихся 6-х классов (руководители – Е.Л.Пудовкина, В.А.Наурскова. Ф.Ф.Магафурова). 17 учащихся 1-6-х классов приняли участие в городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века», пять из них – прошли в очный тур и защищали свои реферативно-исследовательские работы. Один из них, ученик 5 класса (руководитель – В.И.Ларкина) стал призером этого конкурса.
Ученик 4Б класса (учитель – Т.Д.Кунева) стал призером городской предметной олимпиады по окружающему миру. Ученица 1Б класса стала победителем областных соревнований по шашкам, а ученица 2А класса заняла второе место в этих соревнованиях (руководитель – В.М.Карпов). Руководители курсов внеурочной деятельности успешно выступили в этом учебном году на городских методических семинарах: «Наука в школе» в рамках городской интеллектуально-социальной программы «Шаг в будущее» — О.Ю.Гузе («О проектной деятельности в начальной школе»), для учителей химии города Челябинска – Ф.Ф.Магафурова («Химия в начальной школе»), зам. директора, курирующая внеурочную деятельность - на V Всероссийской научно-практической конференции «Реализация принципа преемственности в организации проектной деятельности школы».
Конечно же, наряду с успехами, есть и определенные недостатки в организации внеурочной деятельности. Если в начале учебного года учащиеся активно посещают занятия внеурочной деятельности, то затем эта активность в некоторых кружках и объединениях резко падает. Приходишь на проверку, а кабинет закрыт. Руководитель объясняет это тем, что никто из школьников на занятия не пришел. Значит, не так уж они были детям интересны. Есть ли смысл продолжать их в следующем учебном году? При классно-обобщающем контроле в одном из 6-х классов оказалось, что учащиеся этого класса не посещают занятия внеурочной деятельностью, хотя они для них обязательны. Где же здесь координирующая роль классного руководителя?
Центральная фигура в школе, которая реализует все нововведения, в том числе и ФГОС общего образования, это учитель. От его активной позиции, неравнодушия, творческой инициативы, трудолюбия и исполнительности, зависит качество образовательного процесса, составным компонентом которого является внеурочная деятельность.
Что же нужно сделать, чтобы повысить ее качество?
- Привлекать в качестве руководителей курсов внеурочной деятельности, по возможности, педагогов учреждений дополнительного образования и высшего профессионального образования.
- Разнообразить формы организации внеурочной деятельности: дискуссионные клубы, общественно-полезные практики, литературные, театральные, хоровые студии, научные общества учащихся, спортивные секции.
- Школьным педагогам подходить более ответственно и творчески к занятиям внеурочной деятельности, поддерживая в течение всего учебного года познавательный интерес учащихся.
презентация Стрельниковой Т.А.
Выступление учителя начальной школы Гузе О.Ю.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Курс «Основы проектной деятельности» в рамках внеурочной деятельности начал свою работу с первого сентября, за время работы были охвачены 75 учащихся 2-4 классов.
Хочется отметить, что на занятия пришли творческие дети, жаждующие открытий и желающие трудиться.
На занятиях особое внимание стараюсь направлять на развитие творческих способностей учащихся
Развивать творческие способности? Что это значит?
— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
— В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Кроме того, если я вижу, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, стараюсь привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитываю и их психологические особенности. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом учащимся предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
В ноябре месяце мы приняли участие в городской интеллектуально-социальной программе «Шаг в будущее», в конкурсе реферативно-исследовательских работ.
На заочный тур были представлены две работы Ларкиной Алены, ученицы 2А класса «Шоколадные конфеты — вред или польза» и Ростовой Лисы «Химические опыты для младших школьников», на очный тур вышла работа Ларкиной Алены и заняла 3 место, секция здоровьесбережения.
В январе на школьный отборочный тур конкурса «Интеллектуалы XXI века» было представлено восемь работ.
1.Хамидуллина Александра «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?», 1 класс
2.Карякин Саша «История Футбола», 1 класс
3.Иванов Влад «От воды исходит свет», 1 класс
4.Калиберда Артём «Цветные моря», 1 класс
5.Ларкина Алена «Шоколадные конфеты, вред или польза», 2 класс
6.Королева Вика «Мыльных дел мастер», 3 класс
7.Ростова Лиса «Химические опыты для младших школьников », 2 класс
8.Саргсян Володя «Тхэквондо — путь к здоровью», 1 класс.
Хочется отметить, что из восьми представленных работ, пять работ – это работы учащихся первого класса, хотя курс направлен на учащихся 2-4 классов, удалось заинтересовать и первоклассников, и они с удовольствием приняли участие.
Заняли призовые места в школьном конкурсе и прошли на Городской заочный тур пять работ, на очный тур вышли три работы, которые набрали хорошее количество баллов, но, к сожалению, не заняли призовых мест.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте данной деятельности это вовлечение родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
- Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
- Огромное значение имеет положительное общение детей и родителей.
В результате совместной проектной деятельности дети восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
При подготовке к педсовету, я задала родителям
вопрос «Нравится ли вам работа над проектом, какую пользу вы извлекли для себя?». Хочется зачитать некоторые ответы:
Иванова Анастасия:
- Вместе с сыном я расту и так же, как он, узнаю много нового. Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.
- Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.
- Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!
Ларкина Татьяна:
- Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях.
- Оказывается они творческие, интересные ,трудоспособные.
Вывод: при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.