Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?

Ответ на этот вопрос мы получили на открытом уроке – проекте изобразительного искусства по теме «Русская изба» в 5 «В» классе, проведенного Вдовиной Ф.Г. учителем высшей квалификационной категории. Гостей встречали хлебом с солью – таков обычай в крестьянской семье.

У классной доски – макет, «выстроенная» бревенчатая русская изба. В углу ее – божница: иконы, обрамленные расшитыми полотенцами, рушниками. Пол усыпан самоткаными половниками. Здесь же – сундук, покрытый рядном. На столе –самовар, у печки – домашняя утварь: чугунок, ухват с водой и т.д.

Готовясь к уроку-проекту, ученики глубоко изучали обычаи, быт, праздники русского народа. Коллективно составили презентацию, сделали макет.

Интересно прошла групповая работа (учащиеся получили задание убрать лишние (современные) предметы из русской избы). Затем доказывали, почему их не должно быть.

Урок носил межпредметный характер: школьники узнали много незнакомых слов (горница, капельник, макитра, голбец и т.д), исторических фактов, географических понятий.

Выполнение рисунка избы потребовало от учащихся наличие пространственного воображения, мышления, глазомера, учений конструировать, чертить.

Деятельность учеников учителем выстроена последовательно.

Учебное занятие было ярким, красивым. Дети работали увлеченно, а самое главное – урок-проект обеспечил  интересную самостоятельную деятельность школьников. Ведь, по словам В.П. Вахтерова, «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Методист школы Белоусова Н.Ф.