Общие положения

Сочинение  оценивается  по  пяти  критериям.  Критерии  №  1  и  №  2

являются основными.

Для  получения  «зачета»  за  итоговое  сочинение  необходимо  получить

«зачет» по критериям №  1 и №  2 (выставление «незачета» по одному из этих

критериев  автоматически  ведет  к  «незачету»  за  работу  в  целом),  а  также

дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое

количество  слов  –  350.  Если  в  сочинении  менее  250  слов  (в  подсчѐт

включаются  все  слова,  в  том  числе  и  служебные),  то  за  такую  работу

ставится  «незачет».  Максимальное  количество  слов  в  сочинении  не

устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен

исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то

за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник  рассуждает  на  предложенную  тему,  выбрав  путь  еѐ

раскрытия  (например,  отвечает  на  вопрос,  поставленный  в  теме,  или

размышляет  над  предложенной  проблемой,  или  строит  высказывание  на

основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет»  ставится  только  при  условии,  если  сочинение  не

соответствует  теме  или  в  нем  не  прослеживается  конкретной  цели

высказывания,  т.е.  коммуникативного  замысла  (во  всех  остальных  случаях

выставляется «зачет»).

2

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный  критерий  нацеливает  на  проверку  умения  использовать

литературный материал  (художественные произведения, дневники, мемуары,

публицистику)  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для

аргументации своей позиции.

Выпускник  строит  рассуждение,  привлекая  для  аргументации  не  менее

одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой

путь  использования  литературного  материала;  при  этом  он  может  показать

разный  уровень  осмысления  художественного  текста:  от  элементов

смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и

т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания

и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет»  ставится  при  условии,  если  сочинение  написано  без

привлечения  литературного  материала,  или  в  нем  существенно  искажено

содержание  произведения,  или  литературные  произведения  лишь

упоминаются  в  работе,  не  становясь  опорой  для  рассуждения  (во  всех

остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать

рассуждение на предложенную тему.

Выпускник  аргументирует  высказанные  мысли,  стараясь  выдерживать

соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет»  ставится  при  условии,  если  грубые  логические  нарушения

мешают  пониманию  смысла  сказанного  или  отсутствует  тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

3

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный  критерий  нацеливает на  проверку  речевого  оформления  текста

сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и

различные  грамматические  конструкции,  при  необходимости  уместно

употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет»  ставится  при  условии,  если  низкое  качество  речи,  в  том

числе  речевые  ошибки,    существенно  затрудняют  понимание  смысла

сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет»  ставится,  если  грамматические,  орфографические  и

пунктуационные  ошибки,  допущенные  в  сочинении,  затрудняют  чтение  и

понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Информацию подготовила Шичкина Л.М.

332256