Парение вейпа школьниками у подъезда, слабоалкогольное пиво в руках или рисование на заброшке.  Многие не придают значения этому, считают баловством — с возрастом пройдет. А пройдет ли? В России  каждое шестое преступление совершается несовершеннолетними — и это только зафиксированные случаи. Чем чреваты детские проступки и почему подросток решается на хулиганство, разбирался юнкор медиастудии «СОЮЗ-154» Никита Марфицин.

Преступление — правонарушение, совершение которого влечет применение к лицу мер ответствен1ности. Они могут совершаться по максимально далеким друг от друга причинам — от корыстных побуждений до психических расстройств преступника.

Как правило, преступления совершают мужчины слегка старше 18 лет. Но что насчет подростков?

Согласно данным отдела исследований Statista, около 17-18% от общего числа преступлений в России совершается несовершеннолетними. При этом статистика показывает, что уровень детской преступности по стране за последние 11 лет снизился вдвое.

График правонарушений, совершенных подростками за последние 11 лет

Однако глобальные и локальные данные не всегда показывают одно и то же. В школах вопрос детского хулиганства остается очень актуальным. Чтобы разобраться, как обстоят дела на местах, мы решили обратиться к человеку, который непосредственно работает с подростковой преступностью – к школьному социальному педагогу.

“Сейчас в нашей школе на полицейском учете состоит 8 человек. 4 года назад, в сентябре, у нас не было ни одного. В 2019 — двое, в 2020 — четверо. Основная статья — Статья 7.27 УК РФ, ”Мелкое хищение чужого имущества”, — объясняет ситуацию Наталья Евгеньевна Шитова, социальный педагог Школы № 154 г. Челябинска.

При этом не каждый хулиган попадает в статистику. Нередки случаи, когда детей “жалеют” – не ставят на учет в школе или в комнате по делам несовершеннолетних. Вполне обычная практика — не стали писать заявление, позвонили маме, историю замяли. И такое может происходить несколько раз подряд. Ребенок чувствует себя безнаказанным и продолжает совершать мелкие кражи из магазинов, рисовать граффити или употреблять алкогольную продукцию.

«Меня 5 раз ловили. Уже не помню за что. Только последние 2 раза помню — за “Паришь” (парение, курение электронных сигарет) и за то, что теггнул (нарисовал граффити)...», — признается шестиклассник.

Но почему же вообще это происходит? Что толкает детей нарушать закон?

Желание выделиться

«Мне рисовать нравится. На бумаге рисовать не хочу — скучно. Тебя не видит никто. Мы вчера с ребятами в ездили ночью теггать. Гуляли там все вместе, классно было очень», — признается один из любителей рисовать на зданиях и остановках.

При этом проявляться в школе или в центрах дополнительного творчества ребята не хотят. Там нужна система, нужно работать над собой. Выделиться, нахулиганив – проще. К тому же, в школе все-таки больше ребят, которые не готовы идти против закона и родительских запретов. Поэтому среди «хороших» детей хулиган априори выглядит особенно, срабатывает «Закон Шапокляк»: «Хорошими делами прославиться нельзя», а вот плохими – пожалуйста! О тебе знают все учителя, родители, одноклассники – ведь такое поведение обсуждается.

«До 14 лет при недостаточном внимании к себе ребенок что делает? Привлекает это внимание. И положительными способами, и отрицательными, если положительные не работают. Если не работает «мам, поиграй со мной», «мам, поделай что-то со мной», он начинает пускать в ход другое оружие – в том числе, и отрицательные поступки, и правонарушения. Потому что мама на них реагирует. Ребенку, пока он ребенок (т.е. до 14 лет), важно получить реакцию от мамы, почувствовать, что он не один, что он нужен маме», — объясняет Людмила Геннадьевна Воронова, психолог Школы №154.

Создается некая цепочка: нахулиганил = получил внимание. Если ребенок нарисует что-то, например, на здании, — получит внимание и реакцию людей и, самое главное, — родителей. И неважно, какой будет эта реакция — положительной или отрицательной. После 14 лет ситуация меняется, объясняет психолог. К этому возрасту ребенок взрослеет, начинает эмоционально отделяться от родителей, у него появляется собственное мнение.

«Здесь мы уже не можем 100% говорить, что поведение – лишь привлечение внимания со стороны, чаще всего, — родителей. С 14 лет ребенок уже сам принимает решение. И совершить правонарушение или нет – это уже его выбор. В этом возрасте подросток пробует жизнь на вкус: скрывает что-то от родителей, пробует сам решать проблемы, изучает себя от внешности до возможностей. «Смогу я это или нет?», «А какое будет чувство, например, украсть и не попасться или попасться?» С 14 лет ребенку мало ощущать частью семьи, ему нужно ощущать себя частью общества. И может так оказаться, что в группе людей с девиантным поведением ребенок просто нашел отклик, нашел людей с такими же проблемами, как у него, с похожими историями», — добавляет Людмила Геннадьевна.

Вместе с изменением поведения меняется и мера ответственности — с 14 лет она будет становится всё строже и строже. 

Финансовый фактор

Люди нередко нуждаются в деньгах. В том числе, они нужны и подросткам — купить модную одежду, поесть в кафе с друзьями, приобрести какой-нибудь новый гаджет и так далее. Тут и появляются два важных желания — заработать и сэкономить.

Родители сказали «нет» по поводу дорогого товара — ребенок обиделся. У него возникает желание легкого заработка. Пока школьник искал работу, его никуда не взяли — ребенок же. И тут школьнику написали в соцсетях с предложением подзаработать — раздавать посылки, являющиеся на деле наркотическими препаратами. Ребенок соглашается, ведомый желанием получить деньги, вот и всё. Некоторые решают попробовать «посылки». Вещество может официально не быть наркотическим или психотропным, поэтому и подросток, которому дали “таблетку для расслабления”, вероятно и не увидит в этом ничего ужасного.

В школах Челябинска каждый месяц проводятся беседы с учениками на тему правонарушений при содействии инспектора. Приглашаются специалисты и из госнаркоконтроля в связи с участившимся количеством детей, задержанных за распространение наркотиков. Подростки проходят в основном по двум статьям, связанным с ними, — распространение и употребление.

Таким образом, выбирать подработку для школьника нужно серьезно, чтобы не попасться на обманку. Лучше по-честному поговорить с родителями о том, что ребенок хочет заработать. Родитель наверняка согласится помочь в поисках работы. К тому же, он будет знать, чем занят школьник, и на опасную работу ребенка, конечно, не отправит.

А что насчёт экономии?

Например, ребенок копит на что-то – не тратит деньги на карманные расходы. Но купить что-то вместе с друзьями или одноклассниками остается. Приходит мысль о краже. Ребенок думает, что в краже пачки чипсов нет ничего слишком уж страшного, особенно если не попался. Но везде есть камеры и тайна очень быстро становится явью. Согласно данным инспекций, одна их популярнейших статей, по которым проходят подростки, — кража.

Что ждет подростка, который совершил преступление?

“Если это административное правонарушение, и ребенок не достиг возраста ответственности, 16-ти лет, то его ставят на учет в полицию. Минимальный срок постановки — 6 месяцев. Об этом сообщается в школу, где разрабатывается план работы с ребенком, его семьей. Проводятся специальные занятия, подключается психолог, классный руководитель”, — поясняет Наталья Евгеньевна Шитова социальный психолог Школы №154 г. Челябинска.

Школа и полиция будут контролировать успеваемость ребенка, посещаемость, общение с одноклассниками и друзьями, даже то, как ребенок проводит досуг. А также будет контролироваться, соблюдают ли родители свои обязанности: достаточно ли времени проводят с ребенком, следят ли за тем, как он готовится к урокам, интересуются ли его школьной жизнью. Раз в месяц инспектор  и социальный педагог будут «ходить в гости» к юному хулигану. Удовольствия в этом и для ребенка, и для родителей, и для школы, откровенно говоря, мало.

Если  же школьником совершено тяжкое преступление — убийство, крупное хищение чужого имущества, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека и т.д., и при этом ребенку нет 14 лет, его действия все равно будут считаться уголовными. В этом случае ребенок не просто ставится на учёт, а попадает в колонию для несовершеннолетних, что для него чревато записями и протоколами об этом, что скажется на личном деле.

На правах итога

Итак, получается, что подростки совершают преступления не столько от желания заполучить что-то легким путем, сколько из-за недостатка внимания со стороны взрослых или друзей. То есть, от того, что детям не хватает внимания, они и совершают различные преступления, пытаясь сначала привлечь к себе внимание родителей, а затем и общества.

Нужно не просто доводить до подростка элементарные истины из серии «Что такое хорошо, что такое плохо», нужно давать ребенку так свое внимание, интересоваться его жизнью и быть для него примером. Чтобы это внимание не приходилось завоевывать.

Никита Марфицин