Дворец спорта «Юность» (Свердловский проспект, 51).

3Сооружен в 1967 г. Архитекторы: С. Филимонов, В. Коржевский, В. Малышев, Т.М. Эрвальд, Ю.П. Данилов, К.И. Гусаров,  инженер Л.Г. Збарская.  В 1983 г. к зданию пристроен зал с тренировочным хоккейным полем (архитекторы Ю.А. Мотов и Л.В. Онищенко).

У челябинского поэта Нины Пикулевой  есть цикл «поэтических открыток» – короткие стихотворные картинки о знакомых местах в городе. Есть и про «Юность».

Ты такого не встретишь

Молодого дворца!

«Юность» в городе нашем

Украшенье лица.

Стройку ладили с песней

Комсомольцев сердца,

Что могло быть чудесней?

Нет прекрасней дворца!

Вот что рассказывает о строительстве дворца Е.А. Китаев в книге «На строительных высотах».

Индустриальные приметы времени ярко выразились в форме и конструкции Дворца спорта «Юность». В скорейшем сооружении его были заинтересованы многие челябинцы. В городе не раз гастролировали именитые коллективы, нуждался он и в центральной ледовой арене — на этом настаивали тысячи болельщиков челябинского «Трактора». Словом, город ждал современный, отвечающий всем необходимым требованиям культурно-спортивный центр. Его решено было построить, и ни много ни мало — за год, к 50-летию Октябрьской социалистической революции.4
Лия Григорьевна Збарская, главный инженер проекта Дворца спорта «Юность», вспоминала: «Приятно было сознавать, что входишь в состав авторского коллектива, причастного к проектированию одного из ярких гражданских сооружений Челябинска. Некоторые знатоки, много поездившие по стране и достаточно повидавшие, увидев наш Дворец, говорили: «Так это такой же, как в Минске». Мне всегда хотелось возразить на это: «Действительно, похож, да не совсем».
Не все просто обстояло с индивидуальным проектированием, оно, скажем прямо, не поощрялось. Да и жесткий срок выдачи рабочих чертежей не оставлял возможности для выбора. Группа из «Челябинскгражданпроекта» под руководством главного архитектора «Юности» Теодора Мартыновича Эрвальда включилась в поиск. Челябинцы побывали в Воскресенске, Ленинграде, Горьком. Ленинградский Дворец спорта «Юбилейный» отвергли за его округлые очертания — он не гармонировал с нашей застройкой. О горьковском культурно-спортивном центре специалисты отозвались однозначно: «Похож на баню». Самым удачным показался минский Дворец. Но здание было низко посажено, и от этого здорово проигрывал внешний вид. Мы решили исправить этот недостаток и кардинально переработали чертежи. Запроектировали подвальное помещение, буфет, крыльцо перед входом. Все это исключал белорусский вариант. Кургузый, плоский «лоб» придавал минскому Дворцу тяжеловесность. Мы предусмотрели на фасаде главного корпуса вытянутый козырек — «парус», форма получилась динамичной...

Коллективы «Коксохимстроя» и «Прокатстроя» для бетонирования ригелей и колонн отрядили на объект лучшие свои бригады. Прокатстроевцами руководил прораб Вадим Бершацкий, тогда совсем еще молодой человек. Дни стояли морозные, а конструкции нерядовые, и 5поэтому он находился возле них почти неотлучно день и ночь. Даже его мама, никакого отношения к строительству не имеющая, пришла однажды на площадку с такими словами: «Хочу посмотреть на твою стройку, что ты нашел в ней, раз столько времени здесь проводишь».

«Нам приходилось проще, чем коксохимстроевцам, — они раньше нас приступили к работе, — вспоминал B. Ф. Бершацкий. — Значит, мы имели возможность учиться на чужих ошибках. Чрезвычайно сложно было прогревать бетон и вибрировать его — не дай бог электроды зацепят арматуру, которой буквально напичкана форма! Однажды ночью сломалась прогревочная станция. Мне позвонили домой. Я поймал такси и, упрашивая шофера «прибавить газу», помчался на поиски нового механизма. На одном из заводских объектов удалось найти действующую станцию. Погрузили ее на МАЗ и скорей обратно. Упущенное наверстали, ведь у меня в подчинении находились специалисты самого высокого класса — бригады сварщиков-монтажников Крамера и плотников-бетонщиков Латышонка. Благодаря их стараниям все получилось так, как и должно было получиться».

Школой зрелости стала эта стройка и для начальника группы ППР объединения Михаила Владимировича Тартаковского. «После окончания техникума меня направили в группу ПОР челябинского управления «Уралстальконструкции», — вспоминал он.

— Нам предстояло подготовить проект производства работ для подъема подтрибунных рам и монтажа постоянных железобетонных колонн Дворца спорта. Руководитель группы А. А. Умовский поручил это мне, чем порадовал и озадачил одновременно: ни в чем подобном я прежде не участвовал. Но плох, как известно, тот солдат...
Поднимать ригеля мы решили при помощи портальной рамы, к которой подвешены два 50-тонных полиспаста. Признаться, я сомневался: а заработает ли вообще эта «штука». Много заинтересованных лиц собралось на площадке понаблюдать за подъемом первого ригеля. Когда он оторвался от земли, у всех вырвался вздох облегчения. «Ура!» кричать и кидать в воздух шапки не стеснялись.

3 ноября 1967 года во Дворце спорта собрались строители. Радостная,6 приподнятая атмосфера праздника, улыбки на лицах. Но среди виновников торжества поначалу не оказалось начальника комплекса Евсея Юрьевича Левина. «У него что-то с сердцем. Вчера вызвали «скорую», — сообщил кто-то. А следом другая новость: «Он здесь, сбежал из больницы!»

Те, кто сооружал «Юность», могли гордиться результатами своего труда. Дворец стал достопримечательностью Челябинска. Его конструкцией заинтересовались и специалисты из других городов Союза. Когда вильнюсцы и волгоградцы захотели иметь свои культурно-спортивные центры, они не в Минск отправились за проектом, а на Южный Урал.

Культурно-развлекательный центр «Мегаполис»

8Адрес: Свердловский пр., 51а. Открыт 15 октября 2004 г.

Автовокзал «Северный»

20 июля 2011 года автовокзал «Северный» переведен к Дворцу спорта «Юность». Автовокзал располагает более просторным залом ожидания, оборудован платформами прибытия и отправления автобусов.9

Внутри помещения расположены восемь касс, пункты питания, комната матери и ребенка и др. Кроме того, здесь обширная привокзальная площадь, парковка для автобусов, помещения для предрейсового осмотра водителей и их полноценного отдыха. Все вокзальные перроны, посадочные площадки и залы ожидания оснащены системами громкой связи  и информации. Вокзал может обслужить более 4 тыс. пассажиров в день.

Дом В. К. Покровского (ул. Труда, 98).

10Построен в 1851—1860 гг. С 1867—1882 гг. дом числился за наследниками М. Шиховой. С 1883 1917 гг. домом владел В.К. Покровский. С 1917 г. – размещались различные организации: полицейское управление, телеграф и др. С 1986 г. — размещался геологический музей и др. В настоящее время здание закрыто на реконструкцию.

Сад камней

117 сентября 2012 г.  областной краеведческий музей презентовал Сад камней, который разместился на набережной. Здесь собраны образцы полезных ископаемых, прославивших Южный Урал: саткинские магнезиты, и древнейшие каменные образования — кварциты, и бакальский лимонит (болотная руда), мрамор различных оттенков, 12уральская яшма и горная порода, содержащая золото. Более 60 образцов пород доставлены из разных уголков южноуральского края: Узельгинского, Уфалейского, Режского, Саткинского месторождений, с Учалинской шахты, с предприятий «Коелгамрамор», «Магнезит», «Вишневогорский ГОК», Ильменский заповедник и других.

Центр научно-технической информации (ул. Труда, 157 / Красная, 2). 

13Построен в 1972 г. Архитекторы: А. Н. Слонимский, К. И. Гусаров. Инженер Л. Збарская.

14