«Духовная жизнь ребёнка  полноценна

                                                                                                      лишь тогда, когда он живет в мире

                                                                             игры, сказки, фантазии и творчества.

     Без этого – он засушенный цветок».

                                                                                             В.А.Сухомлинский.

     Недавно состоялась встреча выпускников различных лет.  В разговоре они признались: «Особенно нам тяжело было на первом курсе института, когда предложили заняться исследовательской работой. С чего начать? Как составить план исследования, выдвинуть гипотезы, подтвердить их или опровергнуть, какие этапы пройти в процессе исследования? В школе на уроках нас только «пичкали» знаниями. Всему пришлось учиться».

     Работе с одаренными детьми всегда уделялось внимание.

 С 2008 года мои воспитанники – постоянные участники программы «Шаг в будущее», районного конкурса «Умники и умницы», городского конкурса «Интеллектуалы 21 века». Работа над исследовательскими проектами трудная и сложная, однако,  считаю, что в своей  профессиональной деятельности я на правильном пути.

     Администрацией школы выделены часы для проведения элективного курса по химии «Проектная деятельность учащихся». В начале учебного  среди ребят проводится опрос: по каким предметам они хотели бы углубленно заниматься. Набирается группа, которая в течение учебного года обучается по специальной программе, утвержденной методическим советом школы. На школьной научно-практической конференции юные исследователи защищают свои работы, а лучшие из них рекомендуются для участия в конкурсах. В мою группу обычно записываются дети, которые хотят выбрать медицинскую профессию. Изучение химического строения и действия лекарственных препаратов на организм человека – одно из направлений исследовательской деятельности старшеклассников. «Парацетамол: вчера, сегодня и …всегда?», «Аспирин, так ли ты незаменим?», «Почему анальгин запрещен к применению в большинстве стран мира?» — вот темы исследовательских работ.

   Учащимся также интересны чисто медицинские темы, такие как «Болезнь Грейвса: причины возникновения, лечение, прогноз», «Язва желудка у школьников: симптомы, лечение».

     Учащиеся 10 класса в этом году заняли призовые места в городском конкурсе научно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века». Темы их работ «Исследование свойств 2,3 дигидроксипиридина»  и   «Синтез и свойства 1-аллил-5-нитро-2-пиридона».

     Исследовательские проекты – это не веяние времени. Это способ развить у ребенка самостоятельность и инициативу, умение думать, прогнозировать. Сейчас важно не делать из ребенка «кладезь знаний» (ведь любую информацию можно найти в интернете),  а «научить его учиться».

      Школьный опыт работы над исследовательскими проектами необходим ребятам далее при обучении в училищах, техникумах, колледжах,  вузах.

     Исследовательскую работу со школьниками провожу в 5 классе на уроках природоведения. Дети  еще не знают, кем будут, но у них пытливый ум, любознательность, открытость и большое доверие. Их нельзя обмануть. Надо подать им руку и вместе делать пусть маленькие, но открытия.

    Пятиклассниками  было исследовано качество водопроводной и бутилированной воды. Оказалось, что постоянное употребление бутилированной воды не так уж и полезно для здоровья, как это преподносит реклама. Могут возникнуть заболевания костей и суставов при постоянном употреблении бутилированной воды. Исследованы свойства углекислого газа, его влияние на урожай овощей, а также на физическое состояние человека. Оказывается, не только избыток углекислого газа в крови человека вызывает различные патологии, но и недостаток его может вызвать серьезные нарушения здоровья.

     Очень заинтересовала пятиклассников тема «Твое здоровье и компьютер», дети  провели серию экспериментов и  составили рекомендации «Как работать за компьютером без ущерба для здоровья». Помощь своим детям оказали родители: мамы помогли провести эксперименты, а папы сделали подставки под ноги своим детям.

Второй год я занимаюсь исследовательской работой с учениками начальной школы. И вот результат: трое учащихся стали победителями в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Умники и умницы». В городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века» мои воспитанники заняли три призовых места. Темы исследовательских работ: «Реакция растений на суточный режим освещенности», «Сдай батарейку – сохрани природу!», «Исследование влияния качества воды на прорастание семян фасоли».

     Учителю необходимо быть хорошим  психологом. Определить мотивацию ребенка, найти в нем «изюминку»,  раскрыть в нем то, что порой и родители-то не увидели – вот одна из задач учителя-предметника. Поэтому исследовательской работой занимаются не только «отличники» и «хорошисты». Важно в каждом ребенке увидеть исследователя, развить это качество.

     Обращаясь к модели от Дж. Рензулли, можно увидеть, что одаренность складывается из трех компонентов: интеллекта, творческости, мотивации. Помимо природных данных (1% талант), 99% — это потение, труд учащихся, имеющих высокую потребность в саморазвитии. Все эти качества могут прогрессировать в определенных условиях.

      Подарите своему воспитаннику искреннее участие в поиске талантов в загадочных недрах его души – и в поиске этом он станет счастливым и смеющимся  и будет Вам за это признателен и благодарен до тех пор, пока Вы будете оставаться вместе с ним. У каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном.

Моё педагогическое кредо – каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Цель моей работы по развитию одаренности —  найти гибкий баланс между собственными и детскими интересами, создать такую атмосферу, чтобы пребывание в школе превратилось в радостный, интересный и увлекательный процесс.

     Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие – один из важнейших аспектов исследовательской деятельности. Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним — индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий  педагога.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое — это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям, и оказывать всяческую в этом помощь.

Проведение исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а одаренного, тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение каким-либо предметом в школе приводит учащихся  к правильному выбору будущей своей профессии и становится  делом всей их жизни.

    Учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Для учителя должны быть характерны следующие качества:  желание работать нестандартно, поисковая активность, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

В заключение можно сказать, что только в сотрудничестве с учащимися мне удаётся развить их талант и творческие способности. А они налицо: наши ученики стали фармацевтами и врачами, химиками и учителями.

     И самое главное — учитель вознагражден тем,  что слышит  нежный звон серебряных колокольчиков.

 

Магафурова Фаина Фарватовна, учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 154.