19 февраля стартует приём заявок на конкурс школьных театральных коллективов «Серебряная Маска». Это одно из важнейших детских мероприятий города. За пару месяцев будет отсмотрено больше полусотни спектаклей, а самые лучшие станут участниками  весеннего Гала-концерта.

В преддверии этого, корреспондент школы №154 Карина Кувантаева расспросила одного из соорганизаторов конкурса – Людмилу Геннадьевну Голосову, руководителя городского методобъединения театральных коллективов, о тонкостях предстоящего смотра.

Фестиваль «Серебряная маска» проводится Комитетом по делам образования города Челябинска уже более 20 лет. Красочное и динамичное представление раскрывает все грани детского театрального творчества. Традиционно участниками Фестиваля становятся творческие коллективы образовательных организаций от воспитанников детских садов до старшеклассников. А в этом году состав участников станет еще шире, потому что появилась номинация для зрителей и начинающих журналистов.

Конкурс проходит в несколько этапов. Сначала участники на своих площадках показывают спектакли районному жюри. Оно выбирает постановки, которые выходят на город. А городское жюри отсматривает уже работы-победители со всех районов, тоже приезжая на площадку артистов.

«Такая форма необходима, поскольку спектакль – это не только актеры, но и оформление сцены, декорации. Приезжая в школы и сады, мы создаем комфортные условия для актеров и режиссеров, исключая проблемы с перевозкой декораций. И даем возможность показать спектакль на своего благодарного зрителя», – поясняет Людмила Геннадьевна.

Кстати, участники могут выбрать, в какой форме им участвовать: очной или заочной. С очной формой – все понятно. Разберемся с заочной. Она заключается в том, что нужно записать театральную постановку на видео, и этот ролик прислать на электронный адрес районного жюри.

«Некоторые коллективы принимают решение участвовать заочно, так как думают, что на видео можно подкорректировать недочеты. Но одно из главных условий – не должно быть видимого монтажа, потому что это мешает оценке спектакля в целом», – рассказывает Людмила Геннадьевна. И добавляет, – Если участник считает, что у него достойная работа, лучше показать ее очно».

Основные критерии, по которым оценивают творческие работы, пописаны в положении. Уточним некоторые моменты, на которые обращает внимание жюри:

  • актерское мастерство – оно заключается в том, что актеры не только читают свои слова, но сопровождают их соответствующими действиями. А после произнесенной фразы «не выпадают из образа», а продолжают вести себя, например, как Зайчики или Белочки;
  • сочетание идеи и стиля произведения – это значит, что, например, новогодний спектакль не может быть на голой сцене и без музыки, при помощи оформления должно создаваться новогоднее настроение;
  • единообразие костюмов – все артисты должны быть одеты в одном стиле. Например, если Лисичка – с ушками, хвостиком и лапками, то Волк не должен быть мальчиком в школьном костюме и серой рубашке, у него тоже должны быть хвост, уши и лапы. А если у Волка их нет, то лучше переодеть Лисичку в девочку в оранжевом платье, тогда это будет смотреться гармонично;
  • воспитательная ценность работы – постановка должна учить чему-то доброму, развивать человечность. Важно, чтобы спектакли обращались к школьным проблемам, проблемам экологии, национальным традициям;
  • соответствие постановки возрасту артистов – ребёнок должен понимать, что он играет, только так он сможет полностью погрузиться в роль.

 

В школьном театре на первое место выходит правильный выбор репертуара, а задача режиссёра – сделать спектакль интересным и понятным для современного детского зрителя.  Организаторы фестиваля требуют от участников педагогическую экспертизу. Так руководители организаций берут на себя ответственность за репертуар театра и за соответствие произведения возрасту детей.

«Во время просмотра спектакля оценивается целостность представления, начиная с игры актеров и заканчивая декорациями. Декорация тоже должна работать и участвовать в спектакле, мы пытаемся направить на это всех участников, – рассказывает руководитель городского методобъединения. – Часто происходит так, что декорации есть, но она является только фоном, то есть, нет режиссерского решения».

«Серебряная маска» проходит более 20 лет. За это время сменилось не одно поколение детей в организациях-участниках, меняется и состав руководителей. И каждый год не похож на предыдущий. Ведь в этом Фестивале нет никаких тематических ограничений. Организаторы никогда не знают, чем удивят заявленные постановки.

Ценность «Серебряной маски» заключается еще и в ее методической составляющей. После просмотра работ члены жюри дают руководителям театральных коллективов советы, расписывают подробно замечания. А по завершении конкурса готовится аналитический материал, где указано, на что режиссерам стоит обратить внимание и над чем проработать, чтобы спектакли стали выигрышнее.

«Также по итогам Фестиваля проводятся профессиональные семинары для руководителей и режиссеров. Коллективы тех педагогов, которые прислушиваются к советам, на следующий год гарантированно показывают более высокий результат», — заключает Людмила Геннадьевна.

Отметим, жюри конкурса очень разноплановое. В его составе есть даже выпускник школьного театра и руководитель детского коллектива, получившего Гран-при в предыдущем конкурсе. Такие эксперты могут объяснить людям, далеким от школ и детских садов, специфику своей работы.

Кто в этом году будет в судейской коллегии?

  • Харюшин Вячеслав Вадимович – Режиссёр Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова ; председатель жюри;
  • Качуро Ирина Леонидовна — начальник отдела Комитета по делам образования города Челябинска;
  • Голосова Людмила Геннадьевна — заместитель директора МАУДО «ДПШ», режиссер, руководитель ГМО, технический секретарь;
  • Партолина Наталья Алксандровна – заведующий отделением актерского мастерства и театрального творчества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, Член союза театральных деятелей РФ
  • Тетюев Алексей Евгеньевич — ведущий актер театра «Манекен», режиссер, педагог, художественный руководитель «Новой студии актерского мастерства». Победитель «Серебряной маски» в номинации «Лучшая мужская роль»;
  • Дрейлинг Михаил Юрьевич — педагог допобразования МАОУ «Гимназии №100 г.Челябинска», руководитель «Театральной мастерской гимназии №100»,обладатель Гран-при IX городского фестиваля-конкурса детских театральных коллективов «Новогоднее серебро».

График смотров «Серебряной маски» в 2020 году:

I этап — отборочный в районах (с 19.02.2020 по 02.03. 2020).

II этап — городской просмотр спектаклей по графику в очной форме с 10 марта 2020 года по графику:

  • 03.2020 — образовательные организации Ленинского района;
  • 03.2020 — образовательные организации Калининского района;
  • 03.2020 — образовательные организации Советского района
  • 03.2020 — образовательные организации Тракторозаводского района;
  • 03.2020 — образовательные организации Курчатовского района;
  • 03.2020 — образовательные организации Металлургического района;
  • 03.2020 — образовательные организации Центрального района;

Опыт показывает, что фестиваль поистине уникален! Ребёнок, попадающий в творческую среду, растёт личностно, развивается и становится думающим, чувствующим и фантазирующим человеком. Юный артист открывает в себе новые грани, а это приучает его к ответственности, дисциплине, и к коллективному творческому труду.

Для педагога фестиваль открывает новые границы, дает возможность получить  опыт, вооружившись знаниями, двигаться вперед вместе со своими воспитанниками.

Важно! Заявиться на фестиваль «Серебряная маска» участники могут в период с 19 февраля по 2 марта 2020 года.

Положение «Серебряная маска» 2019—2020

Приказ Комитета «Серебряная маска» 2019—2020

Автор: Карина Кувантаева, 10 класс

Фото: сайт Комитета по делам образования г. Челябинска